Ошибки начинающего при изучении английского (личный опыт)

 

Только чтение

 

Когда я начала сознательно учить английский в институте (не беру во внимание школьные годы, уроки английского проходили как у большинства — с нулевым результатом), я в основном читала литературу. Не скажу что это плохо, но если вы только читаете, единственный навык, в котором вы преуспеете — будет чтение. Да, вы наберете хороший пассивный словарный запас, значительно проще станет даваться грамматика. Но слышать и понимать английскую речь, говорить и писать по-английски вы не начнете.

 

Отсутствие речевой практики на низких уровнях

 

Миф, сидевший в моей голове, был такой: пока я не начну читать сложную оригинальную литературу без словаря, я не начну говорить. Мне нет смысла пробовать говорить, потому что я знаю слишком мало слов. Это ошибка. Начинать надо с первых занятий, когда вы вообще ничего еще не знаете, начинать пользоваться первыми 20-50-ю словами, элементарно уметь сказать как вас зовут, сколько вам лет и откуда вы, какой ваш род деятельности. Мотивации прибавит, и уже будет первый результат в речевом навыке.

 

Чтение старой литературы

 

Я увлекалась чтением старой литературы, таких авторов как Оскар Уальд и Джек Лондон. Не говорю, что это плохо. Но для начальных этапов, когда вы практически за каждым словом лезете в словарь, старая литература не лучший выбор. Берите современную литературу, лучше адаптированную. Задача научиться получать удовольствие от чтения английских книг, сделать чтение привычкой, желательно каждодневной как чистка зубов. То же самое неплохо сделать с аудированием, регулярно смотреть английские ролики на Ютубе, слушать аудио подкасты на английском, во время завтрака, мытья посуды или уборки, в поездке на работу в машине или общественном транспорте.

 

Зубрежка слов

 

Зубрежка слов — распространенная ошибка изучающих английский язык. Слова запоминаются на несколько дней, что создает иллюзию, что вы их выучили. Но попробуйте заглянуть в тетради через месяц. Будет ощущение, что видите слова в первый раз, хоть они написаны вашей рукой.

Я исписывала огромные толстые тетради всю учебу в институте и потом пару-тройку лет после института, когда работала репетитором. Я пыталась учить списки по принципу «отдельное слово — перевод». Посередине транскрипция, как в школе. Причем делала это каждый раз после чтения, выписывала слова пока читала, потом заучивала вслух. Проверяла себя, закрывая правую половину страницы. Момент зубрежки отбивал желание читать, и много раз я вообще не бралась за книгу, потому что не хотела потом заучивать слова. Еще одна ошибка. Слова вообще можно не заучивать. Слова можно даже не выписывать. Можно даже не смотреть в словаре каждое незнакомое слово. Просто читайте и получайте удовольствие.

 

Анки и другие программы интервального повторения

 

Попытка зубрежки была, когда я обнаружила программу Анки. Интервальное повторение! Гениально! Я раньше высчитывала дни, в которые я буду повторять слова, записывая даты на полях рукописных словарей. Потом стирала даты, в которые происходило повторение. И вот я нахожу программу, автоматически высчитывающую следующую дату повторения, в зависимости от степени запоминания слова (указываете насколько хорошо помните слово). Гениально! Теперь-то я выучу английский быстро.

Ошибки при использовании Анки:

1. Отсутствие контекста. Не пишите отдельные слова, и однозначный перевод. Пишите фразы, примеры использования, словосочетания. Пишите толковые значения из английских словарей (Словарь Кембридж), синонимы. Чем полнее флеш карточка, тем лучше.

2. Выписывание редко употребимых слов. Проверяйте слова по частотным словарям, выписывайте лексику из учебников по уровню, иначе вы рискуете повторять и пытаться запомнить то, что в жизни возможно не встретится и не пригодится.

3. Слишком пристальное внимание к программе. Этому было посвящено видео на Ютубе о минусах программы Анки. Не надо делать программу панацеей. Анки полезна при быстрой подготовке к занятию по английскому, к выступлению, для запоминания определенной лексики, которая пригодится завтра — послезавтра. В долгосрочной перспективе, Анки не столь полезна. Полезнее экстенсивное (обильное) чтение. Тратьте время лучше на чтение книг.

 

Игнорирование учебников

 

Учась в институте, я не понимала, что мы делаем на занятиях. Не было системы и логики в перескакивании с юнита на юнит, в выполнении каких-то элементарных упражнений на Present Simple. Я не понимала, зачем нужны учебники. Мы пользовались Total English. С тех пор у меня дикое отвращение к каким-либо пособиям как к учебному материалу. Отвращение отразилось на преподавательской деятельности, когда мои занятия стали бессистемными, когда я пыталась придумывать методические материалы, далеко не в совершенстве зная язык, пыталась придумать универсальную систему, единую для всех.

Все люди разные. Учебники тем хороши, что к ним можно подобрать дополнительные материалы, и использовать учебники с той нагрузкой и интенсивностью, которая наиболее подходит к конкретному ученику. Уровни учебников позволяют не перегружать ученика и наоборот, не делать процесс обучения топтанием на месте. В общем, учебники для коммуникативных занятий по английскому языку — вещь хорошая и нужная. Учебники не просто преподносят материал дозированно, учебники позволяют отследить прогресс.

 

Развитие речевых навыков — основное правило

 

Я уже писала выше об отсутствии речевой практики на низких уровнях. Бывает так, что у человека уже средний словарный запас, он все понимает, но сказать ничего не может. И чтение ему дается и аудирование. Психологические блоки, языковой барьер решаются практикой и автоматизацией речи. Я бы сравнила тренировку речевых навыков с вождением автомобиля. Вы изучаете грамматические правила, узнаете новую лексику — это теория, как изучение ПДД в автошколе. А речь, письмо, чтение и аудирование — это умение крутить руль, смотреть на дорогу, переключать скорости и нажимать педали. Пока вы не сядете за руль, вы не научитесь водить машину. Так же с английским. Вы могли годами сидеть в школе и институте и пытаться понять значение времен, в надежде заговорить, но пока вы не начнете активно читать, слушать и говорить по-английски, вы не овладеете языком. Хотите говорить — говорите, хотите слышать и понимать — больше слушайте.

 

Вред субтитров и транскриптов

 

Об аудировании. Кто не любит смотреть фильмы на английском? Развлекательно и полезно. Чрезмерное увлечение субтитрами развивает чтение, а не аудирование. Вы читаете субтитры вместо того, чтобы вслушиваться в речь. Советую первый раз смотреть без субтитров. Не понятно — пересматривайте с субтитрами. Мое путешествие в мир аудирования начался с сайта EngVid. Субтитров не было, была доска за спиной преподавателя — доска давала опору и догадку о смысле видео. Постепенно я стала улавливать на слух знакомые слова. Сейчас я свободно смотрю такие видео. Я вслушивалась в речь и развивала слуховое восприятие языка, а не читала субтитры.

 

Экстенсивное чтение и перфекционизм

 

Мое больное место — перфекционизм. Я с детства боялась сделать помарку в тетради, и это отразилось на моем изучении английского языка. Перфекционизм в изучении языков вреден. Не надо выписывать и заучивать каждое незнакомое слово, если смысл предложения понятен. Не делайте до полуночи скучные грамматические упражнения, если вас уже воротит от них. Не дочитывайте до конца неинтересную книгу, не досматривайте скучный фильм. Таким образом вы убиваете мотивацию к изучению. В изучении английского ищите способы получать удовольствие, не следуйте установкам и ограничениям.

 

Выбор неинтересных материалов

 

Не нравится учебник, ваш преподаватель, книга, фильм, видео — безжалостно меняйте. Самое страшное что можно делать, изучая английский, насиловать себя скучными материалами.

 

Нерегулярность занятий

 

Ошибка начинающих изучать английский — изучение английского один раз в неделю несколько часов подряд. Лучше потратить 15 минут в день, но делать ежедневно.

 

«Надо» учить английский

 

Забудьте слово «надо». Помните слова «хочу» и «нравится».

 

Нет волшебных таблеток

 

Любые способы и методы хороши, эффективные и малоэффективные, если нравится пользоваться программами, сайтами, зубрежкой слов, мнемоникой и другими методиками, пожалуйста! Главное, желание и удовольствие, которое вы получаете, изучая английский. Нет универсального метода, подходящего всем, есть многообразие подходов, используемых в обучении английскому, в зависимости от восприятия человека, его интересов, памяти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *