Как я выучила английский язык. Моя история

Привет, друзья!

«Как выучить английский», написана масса статей в интернете, снято множество видео на YouTube. Вы мало найдете реальных историй изучения языка. Опыт реального изучения языка можно найти на известном форуме efl. Насколько я знаю, преподаватели и фанаты английского переселились на другой форум и создали копию, архив предыдущего. Добрую половину посетителей старый форум, увы, потерял.

Английский в школе

Я люблю рассказывать свою историю ученикам, чтобы вдохновить их на изучение английского. Порой ученики спрашивают, реально ли выучить английский, может у меня какие-то особые способности? Нет, дорогие ученики. До 17 лет я не знала, что такое глагол to be и чем отличается артикль A от AN. Я спрашивала об этом у одногруппницы на первом курсе, хорошо помню.

Любви к английскому я не испытывала. Первые двойки стала получать по английскому. Потом череда школьных лет с постоянно меняющимися преподавателями. Не скрою, пыталась заниматься. Пыталась учить слова и понять грамматику, выполняла домашнюю работу. Не давался мне язык. Как многим в общем-то. Что-то делаю на протяжении многих лет, а зачем делаю и для чего — непонятно.

Закончила школу с тройкой в аттестате. Причем боялась, что даже тройки не будет. В журнале стояли оценки 2233. Я с облегчением вздохнула, что тройки последние, закрывают двойки, значит «три» выведут. Вывели.

Английский до первой сессии

Поступила я в педагогический институт на факультет русской словесности с дополнительной специальностью «История». Поступила просто чтобы куда-то поступить, как большинство. На бюджете был общий конкурс на дополнительную специальность «Английский язык». Большая часть подружек отправилась на английский. Подруги удивлялись, почему я не захотела пойти на английский, конкурс-то общий. Я отвечала, что английский не знаю и терпеть не могу.

На первой лекционной неделе пары посещали все студенты. В тот день аудитория была переполнена учащимися, за каждой партой сидело по 4-5 человек. Я сидела за последней партом с подругами с дополнительной специальностью «Английский язык». Так получилось, что большая часть подружек была с английского языка, а не с истории. Учиться предстояло раздельно, а встречаться на лекциях.

Зашла декан. Сообщила: на бюджете есть 4 свободных места на дополнительную специальность «Английский». Кто желает, может перевестись с «Истории». Естественно, все боялись. Начали подниматься первые робкие руки. В этот момент мои подруги по правую руку начали с жаром уговаривать меня перевестись. «Я не знаю английский! Нет!» — отвечала я, и чтобы отстали, вытащила по запястье руку из-под парты. Декан разглядела ее в конце переполненной аудитории и спросила мою фамилию. Я забрала последнее место.

На первых парах английского предполагались проверочные тесты для определения уровня после школы. Учителей было двое, одна по практике письменной и устной речи, вторая по грамматике и фонетике. Это было пустым звуком, речь, фонетика… На обоих тестах я получила 0 баллов. Одна из учителей спросила: «Вы осознанно перешли на английский?», ответом было: «Да…нет…да», я не знала осознанно это произошло или нет.

Первые пары английского были обычными, как в школе. В домашние задания я не вникала, выполняла абы как, для галочки. Сочинения писала бредовые, не по схеме, а что в голову пришло, тексты переводила в последний момент, ночью, с помощью механического переводчика, переписывала перевод с компьютера. На занятиях инициативы не проявляла, пряталась за спинами, смеялась с одногруппницами. Учителя тщетно объясняли, что мы уже не в школе. Осознанно языком я не занималась.

Первого зачета ждала со страхом, отмахиваясь и шутя: «Я не сдам!», хотя втайне рассчитывала на зачет. Если я выполняла домашнюю работу, и посещала занятия, то нарисуют как в школе.

На зачете дали адаптированный текст «Последний лист» О’Генри. Я чертыхалась, переводя каждое слово и психовала. Взяла в библиотеке пыльный англо-русский словарь, по пол часа искала каждое слово. Перевести и пересказать текст на зачете я не смогла, хотя сидела дольше всех. Зачет не поставили, единственный за сессию.

Английский в институте

После зачета я шла домой в слезах, проклиная ненавистный английский, преследующий то в школе, то в институте. Проклинала день, когда додумалась перевестись с истории на английский. Я не знала английский и не желала знать.

Ночью я переписывала конспекты одногруппницы и роняла слезы на страницы тетради, злясь сама на себя.

Зачет в итоге нарисовали. Было понятно, что надо предпринимать действия. Я выучу английский, или вылечу с института. Решение принято. Взяла в руки словарь, который забыла отдать в библиотеку после зачета и подумала, не буду отдавать, буду переводить каждое, абсолютно каждое слово и зубрить наизусть, чтобы ни одного незнакомого слова не попадалось!

Выписыванием слов занималась каждый день, и учила наизусть столбиком. Я удивилась, когда на следующий день на паре, в непонятной речи преподавателя я услышала слова, выученные накануне! Это придало уверенности в себе и мотивацию учить английский дальше. Я испытала радость от результата, что есть реальные плоды моих трудов.

Я с энтузиазмом читала адаптированные книги, выписывала слова с переводом и заучивала списком. Других методов изучения английского я не знала.

Пары по английскому в институте проходили активно, я знала все слова из заданных отрывков, помнила их, выучив накануне. Знала досконально произношение каждого слова.

На занятиях мы в основном читали литературу, топики и пересказывали. Мне нравилось читать литературу на английском. Грамматику осваивали по Голицынскому, много страниц исписывали упражнений, пока не отрабатывали времена до автоматизма. Пять лет учебы мы задавали 5 типов вопросов к прочитанным текстам. Писали сочинения на проверку.

Домашнее чтение стало особенно любимым заданием. Раз в два месяца его проверяли. За два месяца предстояло прочитать 25 страниц любой книги по выбору, выписать все незнакомые слова, составить 5 типов вопросов к объему прочитанного и составить пересказ. На занятии проверяли чтение и перевод отрывка, и пересказ всего объема прочитанного.

Никто не любил домашнее чтение, и никто его не делал. Когда подходило время очередной проверки, все носились по коридору в поисках старых пересказов и вопросов к текстам. А я честно читала. Не по 25 страниц. А по 50 и по 100. Столько, сколько успевала.

Я чувствовала как прогресс мой растет, незнакомых слов все меньше и меньше, читать становилось легче день ото дня и на занятиях я все понимала и переводила с легкостью. На слух правда я не понимала, и разговаривать не могла. Пересказы приходилось заучивать наизусть как стихотворение. Аудированием мы не занимались.

На занятиях использовали УМК «Total English». Тогда я поняла, что ненавижу учебники. Я люблю «живой» английский, из книг, из фильмов. Мне нравилось читать и слушать, но не делать упражнения. До сих пор меня раздражают задания в школьных учебниках, иногда невозможно понять что хочет от учащегося автор. Упражнения выполняли урывками, не последовательно, бессистемно. Создавалось впечатление, что преподаватель не умел работать по англоязычным пособиям. Возможно, я просто хронически не переношу учебники, но пользы от них было ноль.

Радовали фильмы на английском раз в семестр. С ностальгией вспоминаю мюзикл «Mamma Mia!» и фильм про американский хип-хоп «You got served». Последний потом пересматривала дома на русском языке. А песни Abba из мюзикла ставила себе на будильник. До сих пор песни с обоих фильмов ассоциируются с институтскими годами и любимым английским.

Как же так? — спросите вы. Говорила «ненавижу, ненавижу», и вдруг «любимый». Когда я стала делать первые успехи в английском, когда у меня стало получаться, это дало такой мотивационный эффект, что бросить и остановиться на пол пути было невозможно. На третьем курсе английский останавливал от идеи бросить институт. Из-за проблем в семье нужны были деньги, а очное образование не позволяло устроиться на работу на полный рабочий день. Моя неуверенность в знаниях не позволили заняться репетиторством, а зря. Многих ошибок могла избежать. Уже на третьем курсе я знала чем займусь после получения диплома — репетиторством.

Наши учителя вложили в нас душу. Преподаватели английского больше всего запали мне в душу. В.В. разговаривала со мной о перспективах работы в вузе учителем английского. Спустя несколько лет я имела опыт работы в высшем учебном заведении, но к сожалению была разочарована. В.В. преподавала с первых пар до госэкзамена, который принимала. Она наблюдала процесс взросления вчерашних школьников в молодых перспективных людей.

Л.Ю. прививала любовь к чтению англоязычной литературы и красивому литературному переводу, рассказывала о значении личности переводчика и его влиянии на итоговый вариант перевода. Особенно нравились эти пары, я люблю читать на английском.

Заведующая кафедрой И.Н. обучала методике и стыдила за плохое аудирование (неспособность слышать и различать английскую речь), и за неумение разговаривать на английском на 4-м курсе.

Экзамены и зачеты проходили легко, как самые приятные испытания в сессию, как будто идешь на встречу с подругой, на какое-то знаменательное событие.

Госэкзамен пошла сдавать самая первая из группы сдающих. Помню взгляд В.В., ее улыбку, «ну что, Юль, готова?» Я пожала плечами и пошла отвечать. Через пять минут вышла с пятеркой из аудитории. Всегда жаловалась на разговорную речь, но в стрессовой ситуации меня «прорвало» и я бодро ответила на все вопросы, даже одногруппники удивились.

Первый сайт об английском

Раньше Яндекс.Народ баловал бесплатной и удобной площадкой. На пятом курсе я не разбиралась в хостингах, платных доменах и тем более в HTML и WordPress. Но я имела сильное желание поделиться с миром выводами и опытом изучения английского языка. Помню первые статьи были посвящены Spaced Repetition System — системе интервальных повторений. Я не знала про существование Анки, но метод был мною открыт и я поспешила поделиться им. Запоминание слов в контексте и малая эффективность заучивания слов изолированно были мне неведомы.

Первым опытом пассивного заработка на собственном сайте была партнерка с Биглионом. Я понатыкала баннеров, сайт пестрил объявлениями. Я не знала, что прежде чем вешать рекламу, надо набрать достаточно трафика на сайт. Первое кодирование освоила, когда вставляла вручную ссылки на другие статьи, делала так называемую перелинковку. Потом забросила сайт, вихрь молодости унес меня в личную жизнь, а первые репетиторские деньги помогли поверить в успех и без наличия сайта.

Английский язык и репетиторство

Первое занятие провела летом, после получения диплома, взяв девочку шестиклассницу. Набирала первых учеников посредством расклейки объявлений около подъездов. Меня гоняли старушки, мучала жара, обливал холодный дождик. Реклама приносила свои плоды. Первых учеников я набрала за сентябрь, в приличном количестве. Работа нравилась и хотелось профессионального развития. Начался поиск преподавательских подходов и эффективных способов изучения языка.

Первой ошибкой стала моя ненависть к УМК и учебникам. В институте я терпеть не могла заниматься по пособиям и сборникам упражнений, когда была возможность читать книги и смотреть видео на английском. Тексты нагоняли скуку. Естественно в репетиторской деятельности я недооценила сей образовательный ресурс, а зря. Лексика и грамматика, необходимая в речи здесь и сейчас — суть коммуникативного подхода. Ничего лишнего. А я изобретала велосипед. Изобретала достаточно долго.

Моя страсть к книгам и фильмам не позволила забыть о методе погружения. Экстенсивные подход, или метод погружения, позволяет показать учащемуся многообразие языка, возможности использования, привить интерес к языку. В качестве домашнего задания я прошу читать книги и смотреть фильмы. На занятии — практика спонтанной речи по прочитанному, увиденному, услышанному.

Как большинство начинающих репетиторов, я объясняла все 12 времен за одно занятие, грузила теорией и методикой. Чем больше опыт работы, тем больше практики у учеников. Задача не рассказать, как в школе, а отработать навык по максимуму за отведенное время. Научить говорить и слышать англоязычную речь. Здесь пригождаются учебники и УМК. Учебники дают конкретные коммуникативные задачи: описать внешность, рассказать о работе, написать отзыв о фильме. Дают лексику и грамматику для выполнения коммуникативных задач. Задача репетитора — организовать речь учащегося, проконтролировать и откорректировать ошибки.

Метод погружения и коммуникативная методика хорошо работают в сочетании друг с другом. На занятии отрабатываются активные навыки — умение говорить и писать. Дома учащийся занимается пассивными навыками — много читает и слушает. Обильное чтение и аудирование учит думать на английском языке, помогает запоминать коллокации, устойчивые выражения и идиомы, делает речь живой, приближенной к речи носителей языка.

Новый сайт появился в январе 2016 года. Вы находитесь на нем. За время существования сайт перенес множество дизайнов, правок. Был сайтом-визиткой и лендингом. Сейчас он перешел на платформу WordPress и стал блогом.

Репетиторство подарило финансовую свободу и независимость. В планах развивать блог по английскому языку и перейти в блоггинг полностью. Сейчас, пока блог не является источником дохода, я предлагаю вам услуги репетитора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *