Учи английский — найдешь хорошую работу!

Недавно посоветовали послушать подкасты на радио Маяк — «Любить нельзя воспитывать». Это цикл передач Дмитрия Зицера, о воспитании детей, о проблемах родителей и детей, о ситуациях, случающихся в школе и жизни. На радио звонят родители, дети, иногда родители с детьми.

Первый подкаст навел на мысль написать пост в блог на распространенную тему «Как заставить детей учиться».

Как родители и учителя убеждают детей изучать английский язык? «Надо учить английский пока не поздно», «сейчас без языка никуда», «учи — пригодится», «потом спасибо скажешь».

На заре репетиторской карьеры и работая в институте я сама грешила подобными утверждениями. Дети и студенты слышали от меня: «у тебя потом столько возможностей будет», «учите язык, найдете хорошую работу». Признаюсь, неприятное ощущение посещало тогда, зарплата составляла сумму прожиточного минимума и студенты знали, я не скрывала, что работаю за копейки. Почему я, со знанием английского, не могу найти достойно оплачиваемую работу? Как мотивировать учащихся заниматься, не являясь примером для подражания, скорее наоборот?

Синдром отложенной жизни

Как объяснить ребенку, что «потом» — это важно, и почему важно. Среди аргументов самые распространенные: «сможешь поехать за границу», «найдешь хорошую работу». Основная мысль — важно заботиться о будущем, пахать сейчас, чтобы «потом» было хорошо.

«Зачем мне английский?» — спрашивают дети. Подсознательно я чувствовала — дети правы. Но не могла сформулировать суть их правоты.

Английский детям не нужен. Зачем? Они не живут в англоязычной стране, не читают иностранную литературу, не смотрят иностранное телевидение, не общаются с иностранцами. Английский в их детской жизни — это уроки в школе, домашние задания, упражнения, чтение неинтересных текстов со словарем, сочинения.

Взрослые страдают синдромом отложенной жизни. Мы готовимся к жизни вместо того, чтобы жить. Жизнь настоящая наступит «потом», а пока надо покорпеть над тем, чтобы «потом» было хорошо. Не важно, что «сейчас» плохо. «Получу повышение и заживу», «когда переедем — отдохнем», «закончу институт — начну зарабатывать». Жизнь в вечном ожидании завтра, выходных, каникул, получки, лета, нового года. Загробной жизни.

Нас учили так жить наши родители. «Учись сейчас, чтобы потом устроиться на хорошую работу». Нас учили предвкушать жизнь. Теперь мы учим своих детей с детства готовиться к жизни вместо самой жизни.

Родители пугают детей работой дворника. Кто знает, возможно дворник в разы счастливее супер успешного топ-менеджера, думающего о дедлайнах, планах, повышении, отпуске, пенсии. Зачем ребенку думать о будущей работе, когда сейчас у него детство?

Я не призываю плюнуть на уроки, на учебу, на английский. Моя мысль иная.

Место английского в жизни ребенка

Педагоги и родители твердят о необходимости изучения английского, сосредотачивают внимание на полезности и нужности предмета вместо того, чтобы сделать его полезным и нужным сейчас. Легче возложить ответственность на ребенка, заставить, нежели думать как интегрировать английский в его жизнь, сделать английский полезным ребенку уже сейчас, а не потом.

Английский имеет массу образовательных возможностей. Можно привить любовь к английскому, учитывая следующие моменты:

Английский — язык общения. Все, что интересует школьника — обсуждайте на английском. Одна моя ученица любила рассказывать забавные истории из жизни. Ей нравилась возможность обсуждать любые темы. Занятия проходили весело, непринужденно, как будто общались две подружки.

Возможность смотреть любимые фильмы и сериалы в оригинале. Вы знаете какие сериалы и мультфильмы смотрят ваши дети? Предложите им послушать оригинальную аудиодорожку. То же касается книг, песен, видео на ютубе.

Интернет. Во времена интернета грех не пользоваться информацией из англоязычных источников. Раскройте детям (и взрослым) глаза на обширные информационные возможности англоязычных сайтов и форумов. Одной моей ученице нравилось часами общаться с иностранцами на Reddit, сайт типа русского Пикабу. Школьники удивляются обилию плагиата в русских соцсетях, сворованного контента с Реддита и других источников. Особенно любят школьники общаться с фанатами любимых музыкальных групп из других стран. Вы слышали о направлении K-pop? По всему миру толпы молодых людей увлекаются группой BTS, и Россия не стала исключением. Наши школьники с удовольствием обсуждают события из мира музыки с англоязычными единомышленниками.

Репетитор по английскому обязан искать точки соприкосновения с учеником, узнавать о его друзьях, увлечениях, спрашивать о жизни, школе, литературных и кинематографических предпочтениях. Важен досуг учащегося, хобби. Обладая знаниями о том, что важно маленькому человеку, репетитор составляет индивидуальную программу для самостоятельных занятий и занятий с репетитором. Школьный учитель может разнообразить уроки внеклассными разработками, основанными на интересах современной молодежи. Тесты и опросы помогут определить, что волнует и занимает школьников.

Мой личный арсенал — прямой диалог с ребенком. Я дружу с детьми. Редко возникает недопонимание, отчужденность, но бывает и такое. Не всегда люди находят общий язык, доверяют друг другу. Вопрос симпатии и антипатии.

Я задаю ученикам прямые вопросы о том, как они предпочитают проводить свободное время, с кем дружат, какие книги, фильмы и сериалы смотрят. Чаще всего дети сами охотно рассказывают о проведенных выходных и новостях из школы. Многое можно обсудить на английском языке. Когда я задаю на дом читать литературу, мы вместе обсуждаем выбор книги. Если ребенок хочет изменить курс, выбрать другое, я не препятствую, а подбираю более подходящее чтиво, даю выбор. Аналогично с фильмами и видео. Ученик выбирает подходящий по интересам ресурс, на занятии делится впечатлениями, выполняет задания.

Не все любят читать. Некоторые предпочитают смотреть фильмы с субтитрами. Я не ограничиваю детей в выборе типа контента. Главное — поддержать интерес учащегося. На занятии мы идем по четко определенной схеме, возможны незначительные отклонения. Вся домашняя практика полностью в воле учащегося. Дома ученики практикуют метод погружения.

Я рекомендую родителям обращать внимание не на регалии репетитора и ученую степень, а на отношение к детям, личность репетитора. Студент второкурсник часто лучше профессора университета, так как ближе по возрасту к детям, к их времени, его мозг ищет новые решения, он с азартом берется за дело, полон энтузиазма в отличие от профессора, работающего по накатанной схеме. Не буду говорить за всех, конечно.

В интегрировании английского в жизнь кроется великий секрет успешного педагога — умении заинтересовать ребенка в предмете. Изучение интересов конкретного человека, тем более — ребенка, предполагает массу усилий. Зачастую даже родителям не интересно, чем увлекаются их дети, а что говорить о чужой тете-репетиторе? Не говоря уже о псевдо педагогах, интересующихся лишь денежным вознаграждением.

Взрослым репетиторы любят говорить о цели и мотивации. Если человеку нужен английский, он будет учить. Имея цель, он будет ее добиваться. Задача репетитора — дать знания, дело ученика — распорядиться ими. Я считаю, что в святую задачу преподавателя входит — показать возможности использования языка в жизни, привить интерес к языку, продемонстрировать полезность языка в жизни конкретного человека, а не просто говорить о важности изучения английского.

Надо ли заставлять ребенка учиться

Интересы школьников сильно отличаются от наших. Мы игнорируем новый опыт, их увлечения, музыку, игры, тренды, новые словечки, считаем глупостью. Часто ли вы говорите детям: «а вот в наше время…»? Вовлечение в детскую жизнь вынуждает наш мозг потрудиться, научиться чему-то новому, затратить усилия, время. Когда мы отказываемся от изучения нового незнакомого мира наших детей, имеем ли мы моральное право заставлять детей изучать неинтересные им предметы?

Мы подошли к важной проблеме. Насколько важно любить и уважать личность ребенка, интересоваться его миром? Легче сказать «учи сейчас, пригодится потом», чем утруждать себя узнать побольше о своем ребенке, его надеждах, страхах, мыслях, интересах.

Аргументировать изучение английского будущими выгодами — бесполезно, дети не могут жить завтра, они живут здесь и сейчас. Дети отличаются от взрослых умением жить в настоящем. Взрослые живут завтрашним днем, несуществующей будущей идеальной жизнью. В моей практике даже самые ответственные дети не руководствуются будущей полезностью английского, не говорят: «учу, чтобы поехать за границу» или «устроюсь на хорошую работу». Было бы дико услышать такое от пятиклассника, вам не кажется?

Когда вам захочется говорить ребенку о полезности изучения школьного предмета для будущего блага, подумайте, чем этот предмет полезен ему сейчас, как связан с его жизнью, интересами, увлечениями? Не объясняйте, не читайте лекции, а показывайте, делайте вместе, творите, учитесь вместе сейчас, а не потом.

Родители — пример для подражания

Дети подражают родителям, копируют их поведение. Если вы желаете, чтобы ребенок читал книги, интересовался спортом, ходил в кружки по доброй воле, — читайте книги сами, занимайтесь спортом, а не сидите перед телевизором весь вечер.

Одна из первых моих рекомендаций — читать по 15-20 минут каждый день адаптированную литературу, используя электронный словарь, не выписывая новых слов, для удовольствия. Ни больше ни меньше. Что мешает родителям присоединиться к ребенку? 15 минут в день можно найти. Не нужно читать вместе с ребенком, покажите пример. Возьмите другую книгу и выберите свой режим. Рассказывайте ребенку, сколько вы прочитали и о чем. Посоревнуйтесь с ним.

Раз в неделю, в выходной, возьмите за правило — смотреть фильм на английском. С субтитрами или без — не важно. Создайте традицию. Закажите или сделайте пиццу или купите попкорн. Выберите время. Не допускайте исключений и пропусков, смотрите всей семьей. Важно принять участие в забаве, показать пример, показать что вам не безразличны занятия ребенка английским языком.

Можно петь песни на английском. Можно учить стихи на английском и устраивать поэтические вечера. Сколько всего можно придумать в кругу семьи! С одной моей ученицей мы записывали видео для YouTube на английском языке — 25 фактов о нас. Что важно — делали это вместе!

Проще всего нанять репетитора, накричать, пригрозить, сказать «выучи — проверю». Трудно — найти время, заинтересоваться самому, придумать интересное семейное увлечение, составить компанию, сохранить подлинный интерес к жизни ребенка.

Для английского всегда найдется время!

Вы думаете, что учить языки можно только в детстве? Если с пяти лет не начал изучение языка — пиши пропало, никогда не будет фантастического произношения, память уже не та, выучить язык с нуля во взрослом возрасте нереально? Отнюдь. Моя собственная история служит примером, что язык выучить можно в любом возрасте, сознательно решив овладеть английским.

Моя история изучения английского началась не во втором классе, и не в старших классах, и даже не в первый семестр института. Изучать язык сознательно я стала после первого несданного зачета по английскому языку. В возрасте 17 лет, будучи достаточно взрослой, я приступила к изучению языка с нуля, потому что школьные знания приравнивались к нулю. За пол года я догнала своих одногруппников, имеющих хорошие оценки в аттестате по английскому языку, а потом ушла вперед, с энтузиазмом читая книги на английском языке и смотря видео EngVid.

Родители, отдающие детей учиться в 5 лет на курсы английского, просто ходят в кружок, для развлечения. Вы не создадите аутентичную среду, как если бы ребенок родился в англоязычной стране, например Великобритании. Дома вы разговариваете на русском, ребенок слышит вокруг русскую речь, его сверстники разговаривают на русском. Эксперимента с двуязычием не получится за 2 часа занятий в неделю.

Только сознательный подход дает плоды в изучении иностранного языка. Человек проводит аналогии с родным языком, опирается на уже известные грамматические структуры, лексику, образы и ассоциации. Родной язык выступает в роли помощника, а не мешающего фактора. Если брать интуитивное изучение в голом виде, то мы кинем человека, не умеющего плавать, в глубокую реку. Он будет тонуть, но не научится плавать. Так же и новичка, не знающего базы, бесполезно поместить в полностью англоязычную среду к иностранцам, без опоры на родной язык.

Можно вызвать отвращение к языку вместо любви настойчивым требованием «учить сейчас, а то потом поздно будет». Если ребенок не идет на контакт и не имеет желания заниматься, я напрямую говорю родителям найти другого репетитора или подождать пол года — год. Бесполезно мучить ребенка, не желающего воспринимать информацию, делать домашнюю работу, прилагать усилия. Бесполезная трата времени и денег.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *